В России скупка святынь поддерживалась государством.


Церковный историк Николай Каптерев в книге “Характер отношений России к православному Востоку в XVI-XVII столетиях” (1914 год) писал: “Русские охотно, не жалея денег, приобретали от греков всякую святыню в полной уверенности, что Восток, лишаясь своей святыни, лишался вместе с этим и прочных основ благочестия, терял право на руководящую роль в религиозной жизни православного мира”.

Как царь объегорил монахов.

Большинство святынь в Россию привезли греки в XVI-XVII веках. Объясняли они это желанием спасти реликвии от поругания, но на самом деле, как пишет Каптерев, просто на них зарабатывали. Вот любопытный “прайс-лист” Посольского приказа (тогдашнего МИДа):

“Гречанину Констянтину за часть Древа Креста Христова – 40 соболей в 30 рублей, 40 соболей в 20 рублей,

гречанину Фоме Лекерову за 4 части Древа Креста Христова – соболями в 160 рублей,

за руку святого Меркурия – соболями в 70 рублей,

за часть мощей главы Иоанна Предтечи – соболями в 50 рублей,

за части мощей апостолов Петра и Матфея по 35 рублей”.

Для сравнения: в XVI веке один-два рубля стоила лошадь или корова.

В ХVI-XVII веках правительство скупило 23 части мощей святого Пантелеймона, 14 – Иоанна Златоуста, 14 – архидиакона Стефана, 9 – святого Луки, 7 – Иоанна Крестителя, 3 – апостола Филиппа, 4 – Марии Магдалины, 5 – Андрея Первозванного. А еще была глава Григория Богослова, хранившаяся до революции в Успенском соборе Кремля.

Разумеется, скупка святынь не обходилась без скандалов. В 1655 году царь Алексей Михайлович попросил афонских монахов привезти в Москву для поклонения Крест Константинов (изготовленный императором) и главу Иоанна Златоуста. Написал грамоту с обязательством вернуть реликвии обратно. За услугу заплатил монастырю 2000 рублей. Но отдавать крест и мощи передумал.