В России скупка святынь поддерживалась государством.
Как царь объегорил монахов.
Большинство святынь в Россию привезли греки в XVI-XVII веках. Объясняли они это желанием спасти реликвии от поругания, но на самом деле, как пишет Каптерев, просто на них зарабатывали. Вот любопытный “прайс-лист” Посольского приказа (тогдашнего МИДа):
“Гречанину Констянтину за часть Древа Креста Христова – 40 соболей в 30 рублей, 40 соболей в 20 рублей,
гречанину Фоме Лекерову за 4 части Древа Креста Христова – соболями в 160 рублей,
за руку святого Меркурия – соболями в 70 рублей,
за часть мощей главы Иоанна Предтечи – соболями в 50 рублей,
за части мощей апостолов Петра и Матфея по 35 рублей”.
Для сравнения: в XVI веке один-два рубля стоила лошадь или корова.
В ХVI-XVII веках правительство скупило 23 части мощей святого Пантелеймона, 14 – Иоанна Златоуста, 14 – архидиакона Стефана, 9 – святого Луки, 7 – Иоанна Крестителя, 3 – апостола Филиппа, 4 – Марии Магдалины, 5 – Андрея Первозванного. А еще была глава Григория Богослова, хранившаяся до революции в Успенском соборе Кремля.
Разумеется, скупка святынь не обходилась без скандалов. В 1655 году царь Алексей Михайлович попросил афонских монахов привезти в Москву для поклонения Крест Константинов (изготовленный императором) и главу Иоанна Златоуста. Написал грамоту с обязательством вернуть реликвии обратно. За услугу заплатил монастырю 2000 рублей. Но отдавать крест и мощи передумал.