Панагия

Это один из атрибутов архиерейского облачения, представляет собой небольшую иконку, крест, которые носятся на груди. Встречаются также названия: панагиар, энколпион, воротная икона, наперсник. Обычно, для изготовления этого аксессуара используется золото, серебро, кость, дерево, поделочные и драгоценные камни, а также эмали. С течением времени первоначальный образ этого атрибута претерпел значительные изменения. Несколько столетий назад в панагиаре всегда делалась небольшая емкость, предназначавшаяся для ношения святыни. Отличительно то, что в практике Греческой и Русской Православной Церкви применялись наперсники в виде крестов.
Мы можем встретить описание энкополиона в творениях, жившего в XV столетии, святого Симеона, архиепископа Солунского. А в XVII веке в трудах писателя Иакова Герра говорится, что в Греции епископу при посвящении вручался драгоценный крест, содержащий частицы мощей святых.
На Руси чаще всего можно было встретить воротную икону прямоугольной формы в виде ковчежца. Постепенно форма изменялась и стала округлой. На протяжении XV–XVI веков довольно широко применялись овальной формы панагии, состоящие из двух створок, со священными изображениями как с наружной стороны, так и с внутренней. Одновременно, вплоть до XVIII века, панагия и наперсный крест, именуемый также как энколпион, имели равное по значению употребление. Все изменилось с той поры, как вышел указ императрицы Елисаветы Петровны, датируемый 1741–1742 годами, по которому наперсные кресты разрешено было носить также и архимандритам. После этих изменений епископы начали возлагать на себя панагии по преимуществу. Теперь эти атрибуты были украшены различными образами, как то: икона Спасителя, Пресвятой Богородицы, ликами святых, различными особенно значимыми сюжетами Священной истории (например, Воскресение или Вознесение Христово, Распятие и др.).
Для чего нужна панагия? Конечно, первоочередное духовное значение воротной иконы – это напоминание о нашем Спасителе, по благодати Которого Церковь живет и совершаются таинства, и архиерей во время богослужения является прообразом Спасителя. Либо это напоминание о Пресвятой Богородице, Божьих угодниках – заступниках за Церкви земное колено перед Господом.
Драгоценные камни в украшении архиерейской панагии служат напоминанием каменьях – символах двенадцати колен Израиля, и которые были в украшении облачения ветхозаветного первосвященника. Также, согласно Откровению апостола Иоанна Богослова, из этих камней будут сделаны стены Иерусалима Небесного. А камни это такие: яспис (яшма), сапфир, халцедон, смарагд (изумруд), сардоникс (агат), сардис, хризолит, бериллий, топаз, хризотопаз, лигирий(гиацинт), аметист.
Однако стоит отметить и символический смысл цепи, на которой носят панагию. Она состоит из довольно крупных и плоских звеньев с перемычкой, от которой конец цепи спускается на спину. Для ношения наперсного креста используют подобную цепь. Аналогично архиерейскому омофору, и епитрахили священника, такая форма цепи для ношения атрибутов облачения напоминает нам о «заблудшей овце», которую Пастырь Добрый берет на рамена и ведет к спасению.
Мы можем встретить описание энкополиона в творениях, жившего в XV столетии, святого Симеона, архиепископа Солунского. А в XVII веке в трудах писателя Иакова Герра говорится, что в Греции епископу при посвящении вручался драгоценный крест, содержащий частицы мощей святых.
На Руси чаще всего можно было встретить воротную икону прямоугольной формы в виде ковчежца. Постепенно форма изменялась и стала округлой. На протяжении XV–XVI веков довольно широко применялись овальной формы панагии, состоящие из двух створок, со священными изображениями как с наружной стороны, так и с внутренней. Одновременно, вплоть до XVIII века, панагия и наперсный крест, именуемый также как энколпион, имели равное по значению употребление. Все изменилось с той поры, как вышел указ императрицы Елисаветы Петровны, датируемый 1741–1742 годами, по которому наперсные кресты разрешено было носить также и архимандритам. После этих изменений епископы начали возлагать на себя панагии по преимуществу. Теперь эти атрибуты были украшены различными образами, как то: икона Спасителя, Пресвятой Богородицы, ликами святых, различными особенно значимыми сюжетами Священной истории (например, Воскресение или Вознесение Христово, Распятие и др.).
Для чего нужна панагия? Конечно, первоочередное духовное значение воротной иконы – это напоминание о нашем Спасителе, по благодати Которого Церковь живет и совершаются таинства, и архиерей во время богослужения является прообразом Спасителя. Либо это напоминание о Пресвятой Богородице, Божьих угодниках – заступниках за Церкви земное колено перед Господом.
Драгоценные камни в украшении архиерейской панагии служат напоминанием каменьях – символах двенадцати колен Израиля, и которые были в украшении облачения ветхозаветного первосвященника. Также, согласно Откровению апостола Иоанна Богослова, из этих камней будут сделаны стены Иерусалима Небесного. А камни это такие: яспис (яшма), сапфир, халцедон, смарагд (изумруд), сардоникс (агат), сардис, хризолит, бериллий, топаз, хризотопаз, лигирий(гиацинт), аметист.
Однако стоит отметить и символический смысл цепи, на которой носят панагию. Она состоит из довольно крупных и плоских звеньев с перемычкой, от которой конец цепи спускается на спину. Для ношения наперсного креста используют подобную цепь. Аналогично архиерейскому омофору, и епитрахили священника, такая форма цепи для ношения атрибутов облачения напоминает нам о «заблудшей овце», которую Пастырь Добрый берет на рамена и ведет к спасению.
Существуют также наградные панагии, подобно наперсному кресту у священников. В былые времена архиереям их, с украшениями, жаловал Государь Российской империи, на оборотной стороне которых, как правило, располагался портрет Императора, изготовленный в технике горячей эмали. Особенными были награды для тех, кто отличился в служении Отечеству своему на поле брани. Эти епископы награждались панагиями на георгиевской ленте. Так, в 1915 года, такой награды удостоен был преосвященный епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов). Простым полковым священником владыка Трифон отправился на фрон во время Первой мировой войны, и духовно окормлял 163-й пехотный Миргородский полк 42-й дивизии. Наставляя и укрепляя воинов, находясь на передовой, владыка не оставил своего служения даже после того, как был контужен, в результате чего на одном глазу лишился зрения. За его мужество и самоотверженность государем Николаем Александровичем Преосвященному Трифону была пожалована панагия на георгиевской ленте из кабинета Его Императорского Величества.

До наших дней, из исторических образцов, дошли древние образцы атрибутики, принадлежавшие патриархам Русской Православной Церкви. Например, принадлежавшая патриарху Филарету Никитичу, отцу Михаила Феодоровича – первого Государя из рода Романовых. Образ Пресвятой Богородицы, так называемой «Оранты», вырезан на коричневом агате. А по золотому обрамлению располагаются две нити из крупного жемчуга белого цвета, который являет собой символ святости и чистоты, а также яхонты голубого цвета, Богородичного, который также символизирует непорочность и небесную чистоту. На ее обороте представляется взору искусно вырезанный образ Крещения Господня (Богоявления).
Панагия Патриарха Московского, святителя Иова, которая ныне утеряна и не известна её судьба, представляла собой уникальный образец работы древнерусских церковных мастеров. Изготовлена она была из цельного куска сандалового дерева, на котором был вырезан образ Божией Матери. Обрамление из червонного золота и по этому окладу располагались крупные каменья: рубины, сапфиры, жемчуга. По свидетельству историков, император Петр I снял святыню с мощей святителя Иова с намерением продать её, чтобы выручить деньги для ведения тогда войны со Швецией. Хоть до этого и не дошло, однако реликвия не была возвращена на место, из которого Петр её взял. Оказалась она в Запасниках Грановитой палаты, после чего, в годы революции 1917 года, была похищена. С того времени панагия сменила несколько владельцев, и в 1988 году последний из них передал реликвию в один из храмов тверской епархии неподалеку города Старицы, откуда, кстати сказать происходил святитель Иов. И вновь она была похищена, поле чего ее след теряется.
В древности для изготовления панагий чаще других применялась техника рельефной резьбы по дереву, по камню, часто встречалась гравюра по драгоценным металлам. В так называемый синодальный период распространение получили образцы созданные мастерами эмальерами. А драгоценные каменья для украшения скорее подбирались по модным веяниям искусства тех времен, нежели по символике и значению, которые они несут. Например, в 18 столетии в моде был контраст цветов, и она могла быть украшена изумрудами, рубинами, сапфирами. На стыке 18 -19 веков, в эпоху классицизма, ее украшали в основном бриллиантами. А на протяжении 19 века мастера-ювелиры, при изготовлении атрибутики для священнослужителей, предпочитали выбирать каменья светлых и нежных тонов. Сегодня мастера в своей работе могут использовать самые разнообразные техники и приемы, как современные, так и стиль модерн, относящийся к периоду XIX века. На торжественном богослужении можно встретить например искусно изготовленные ювелирами по давним византийским или древнерусским образцам, либо лучшие образцы современного искусства.
Панагия Патриарха Московского, святителя Иова, которая ныне утеряна и не известна её судьба, представляла собой уникальный образец работы древнерусских церковных мастеров. Изготовлена она была из цельного куска сандалового дерева, на котором был вырезан образ Божией Матери. Обрамление из червонного золота и по этому окладу располагались крупные каменья: рубины, сапфиры, жемчуга. По свидетельству историков, император Петр I снял святыню с мощей святителя Иова с намерением продать её, чтобы выручить деньги для ведения тогда войны со Швецией. Хоть до этого и не дошло, однако реликвия не была возвращена на место, из которого Петр её взял. Оказалась она в Запасниках Грановитой палаты, после чего, в годы революции 1917 года, была похищена. С того времени панагия сменила несколько владельцев, и в 1988 году последний из них передал реликвию в один из храмов тверской епархии неподалеку города Старицы, откуда, кстати сказать происходил святитель Иов. И вновь она была похищена, поле чего ее след теряется.
В древности для изготовления панагий чаще других применялась техника рельефной резьбы по дереву, по камню, часто встречалась гравюра по драгоценным металлам. В так называемый синодальный период распространение получили образцы созданные мастерами эмальерами. А драгоценные каменья для украшения скорее подбирались по модным веяниям искусства тех времен, нежели по символике и значению, которые они несут. Например, в 18 столетии в моде был контраст цветов, и она могла быть украшена изумрудами, рубинами, сапфирами. На стыке 18 -19 веков, в эпоху классицизма, ее украшали в основном бриллиантами. А на протяжении 19 века мастера-ювелиры, при изготовлении атрибутики для священнослужителей, предпочитали выбирать каменья светлых и нежных тонов. Сегодня мастера в своей работе могут использовать самые разнообразные техники и приемы, как современные, так и стиль модерн, относящийся к периоду XIX века. На торжественном богослужении можно встретить например искусно изготовленные ювелирами по давним византийским или древнерусским образцам, либо лучшие образцы современного искусства.
(C) st-starina.ru