О почитании святынь.
В личных
архивах: мемуарах, дневниках, записках, документах, сохранившихся в фондах
дворян и частично опубликованных в XIX= начале XXв., осталось немало
свидетельств того, что во многих дворянских домах имелись христианские святыни.
И не только иконы, но и частицы святых мощей, положенные в ковчежцы, кресты, а
с ними и другие христианские святыни, разными путями попавшие к их владельцам. Русская
аристократия в лучших ее представителях видела свое служение на поприще
государственном и социальном (в управлении крестьянами) как служение
религиозное, Богом данное. И надеялись в этом случае благочестивые дворяне не
столько на себя: на власть, на свой ум, сноровку и знание, - сколько на
благословение Божие своему дому, своим делам. В святынях, которые собирались в
таковых домах, видели залог благодатного покровительства святых Божиих и
скорого слышания своих молитв, Небесной помощи в многотрудном деле
властедержания.
Святыни
разными путями приходили в дома дворян. Но всегда обретение святой иконы или
частиц мощей происходило через высокое благословение - архиерейское или
царское. Иконами, мощами благословляли дворян за службу, за церковные
благодеяния. Другое дело - путь святыни внутри рода - через благословение
родительское или кого-то из родственников. Наследовал иконы при этом по
преимуществу старший сын или тот, кто имел на это право. Многие святыни
обретали свое почетное место в домах дворян после некоторых чудесных
обстоятельств, поэтому, в узком смысле, этот путь обретения святынь можно
обозначить как Божие благословение.
Если в домах известных и знатных
благочестивых вельмож имелось особенно много христианских святынь, в том числе
и ковчежцы-мощевики, то у рядовых дворян чаще находились кресты-мощевики. Ковчежцы
и кресты-мощевики держали в "образной", или в домовой церкви, если
таковая имелась в доме. Исполнение заповедей, стремление к духовной чистоте
позволяли некоторым из дворян иметь дерзновение носить святыни постоянно с
собою: в глухо запаянных ладанках, рядом с нательным крестом.
Великие
христианские святыни нередко из домов передавались в монастыри и храмы. Мотивов
было несколько: помочь обители встать на ноги; для жертвенного поминовения и
благословения представителям рода, которые уже покоились здесь или должны были
быть захоронены в пределах данного монастыря в будущем; и конечно - дать
возможность многим христианам поклоняться святыне. По надписям на подаренных
священных предметах можно судить, что многие вклады в монастыри и пустыни -
драгоценные напрестольные Евангелия, кресты-мощевики, ковчеги - делались ради
поминовения близких родственников, и прежде всего родителей. Вкладчик мог
упомянуть и свое имя для поминовения его после смерти. За глубокой
молитвой русский человек традиционно ехал в монастырь, на богомолье. Там в
глубоком молитвенном покое, среди монастырской братии, перед мощами великих
русских святых особенно высвечивался подлинный смысл жизни православного
христианина -"стяжание Духа Святаго", по слову преподобного Серафима
Саровского.
После
личного посещения святых мест или подарка от кого-либо из знакомых, ездивших на
богомолье, в благочестивом дворянском доме появлялись и новые святыни -
паломнические. Они, как правило, не были дорогими по цене, но драгоценными по
принадлежности к почитаемому святому и его обители. Святыни, приходившие в дома
к дворянам столь разными путями, в том числе и после богомольных поездок, были
благодатной защитой их домам и всей округе. Богообщение через святые мощи и
иконы позволяло быть ревностными в вере, просвещало умы духовным светом,
необходимым для честного и мудрого гражданского, социального и политического
служения. За хранением дворянами большого числа святынь в своих домах, за
потребностью ездить на богомолья, чтобы поклониться великим православным
святыням, безусловно, в первую очередь стояла цель Богообщения - через молитву,
через стяжание благодати в дарах Духа Святаго. Но были и другие высокие цели:
испрашивалось благословение Божие и святых на служение ближнему (крестьянину;
подчиненному по службе; своей семье; нищим). Созданное в XVIIIв. отдельное
сословие дворян, в лучших своих представителях было благословлено разного рода
христианскими святынями на истинное служение своему Отечеству, народу и Церкви.