Мощевик




Многие люди не знают, что такое мощевик и для чего он нужен. Это сложное и очень красивое ювелирное изделие, которое может быть выполнено в виде креста или коробочки, в которой обычно хранятся мощи одного или нескольких святых. Когда-то такие кресты одевали воины перед битвой, или купцы, отправляющиеся за товарами в дальние страны. Все они с молитвой обращались к Богу и с благочестием носили это украшение.

Такие изделия очень широко распространялись на Руси из-за того, что у людей была очень глубокая вера в чудотворную силу святых. Много изделий было привезено из Греции и Византии, но скоро и на Руси научились их изготавливать. Их бережно хранили и передавали по наследству.

Разнообразие мощевиков

Мощи могут храниться в различных ювелирных изделиях: крестах, энколпионах и ковчежцах. Такие изделия не могут стоить дешево, т.к. они выполняются вручную. На них изображаются сложные орнаменты самой разной структуры.

Раньше на Руси такие изделия выполнялись не только из драгоценных металлов, т.к. такие изделия может себе позволить не каждый. 

Мощевики

Они могут быть выполнены из меди, камня или стекла.

Сегодня верующие редко носят частицы мощей святых, они обычно выставляются в храмах для общественного поклонения. Храм называется в честь того святого, мощи которого хранятся в нем.

В мощевики можно положить ладан, освященный в церкви, монастырскую землю или растения, выросшие в святых местах. Раньше считалось, что ладан отгоняет нечистые силы и защищал от плохого влияния.

Мощевик крест

Такой вид мощевика практически ничем не отличается от обыкновенного креста, но так как крест мощевик нужен для хранения мощей и других святынь, то внутри он полый. Современные мастера изготавливают его из серебра, золота, украшают драгоценными камнями. Такие украшения не принято носить напоказ, поэтому их прячут под одеждой. Мощи, находящиеся внутри, передают свою огромную энергию и поддерживают человека в каждую секунду его жизни.

Мастера выполняют такие изделия с особенной любовью. На изделиях наносят портреты святых и инкрустируют их камнями. Обязательно изображение Спаса, а внутри гравируют молитву и размещают еще одно изображение креста.

Энколпион

Это название имеет греческие корни и переводится как «недро». Есть особые правила изготовления данного изделия. Он состоит из двух сторон – лицевой и обратной. На лицевой стороне изображен крест, на нижней и верхней части которого изображено по одной петле. На оборотной стороне изображается такой же крест, но с двумя петлями. Когда две стороны совмещались, то петли закреплялись при помощи болтиков.

Ковчежцы

Это небольшие шкатулки, ларчики, ящички, в которых хранятся не только мощи, но и различная церковная утварь. Они также украшаются мастерами драгоценными камнями и обычно выполнены из золота или серебра. Это показывает огромное уважение к святому, чьи мощи там хранятся.

Сегодня такие мощевики может купить любой православный верующий. С молитвами, христианские святые обладают чудотворной силой. Святые отцы рекомендуют целовать его утром и вечером и в молитве упоминать своих ближних.

Мощевик может быть замечательным подарком на именины, крестины или на день Ангела любому человеку.

   Мощевики - предметы православного религиозного культа, в которых возможно хранение и ношение мощей, почитаемого святого или части мощей какого-то предмета, связанного с православной религией.

   Мощевиком можно назвать абсолютно любой предмет, в котором есть место для хранения мощей, бывают разных типов и видов. Нательный мощевик, крест мощевик или ковчежец, икона мощевик.

Малые частицы мощей при помещении в мощевик заливаются воскомастикой, предохраняющей их от выпадения или повреждения.

В мощевик могут помещаться мощи как одного святого, так и многих (например, Кийский крест содержит частицы мощей 108 cвятых).

   В личных архивах: мемуарах, дневниках, записках, документах, сохранившихся в фондах дворян и частично опубликованных в XIX - начале XXв., осталось немало свидетельств того, что во многих дворянских домах имелись христианские святыни. И не только иконы, но и частицы святых мощей, положенные в ковчежцы, кресты, а с ними и другие христианские святыни, разными путями попавшие к их владельцам. Русская аристократия в лучших ее представителях видела свое служение на поприще государственном и социальном (в управлении крестьянами) как служение религиозное, Богом данное. И надеялись в этом случае благочестивые дворяне не столько на себя: на власть, на свой ум, сноровку и знание, - сколько на благословение Божие своему дому, своим делам. В святынях, которые собирались в таковых домах, видели залог благодатного покровительства святых Божиих и скорого слышания своих молитв, Небесной помощи в многотрудном деле властедержания.                      

Святыни разными путями приходили в дома дворян. Но всегда обретение святой иконы или частиц мощей происходило через высокое благословение - архиерейское или царское. Иконами, мощами благословляли дворян за службу, за церковные благодеяния. Другое дело - путь святыни внутри рода - через благословение родительское или кого-то из родственников. Наследовал иконы при этом по преимуществу старший сын или тот, кто имел на это право. Многие святыни обретали свое почетное место в домах дворян после некоторых чудесных обстоятельств, поэтому, в узком смысле, этот путь обретения святынь можно обозначить как Божие благословение.     

Если в домах известных и знатных благочестивых вельмож имелось особенно много христианских святынь, в том числе и ковчежцы-мощевики, то у рядовых дворян чаще находились кресты-мощевики. Ковчежцы и кресты-мощевики держали в "образной", или в домовой церкви, если таковая имелась в доме. Исполнение заповедей, стремление к духовной чистоте позволяли некоторым из дворян иметь дерзновение носить святыни постоянно с собою:         в  ладанках, рядом с нательным крестом.

Великие христианские святыни нередко из домов передавались в монастыри и храмы. Мотивов было несколько: помочь обители встать на ноги; для жертвенного поминовения и благословения представителям рода, которые уже покоились здесь или должны были быть захоронены в пределах данного монастыря в будущем; и конечно - дать возможность многим христианам поклоняться святыне. По надписям на подаренных священных предметах можно судить, что многие вклады в монастыри и пустыни - драгоценные напрестольные Евангелия, кресты-мощевики, ковчеги - делались ради поминовения близких родственников, и прежде всего родителей. Вкладчик мог упомянуть и свое имя для поминовения его после смерти. За глубокой молитвой русский человек традиционно ехал в монастырь, на богомолье. Там в глубоком молитвенном покое, среди монастырской братии, перед мощами великих русских святых особенно высвечивался подлинный смысл жизни православного христианина -"стяжание Духа Святаго", по слову преподобного Серафима Саровского.

После личного посещения святых мест или подарка от кого-либо из знакомых, ездивших на богомолье, в благочестивом дворянском доме появлялись и новые святыни - паломнические. Они, как правило, не были дорогими по цене, но драгоценными по принадлежности к почитаемому святому и его обители. Святыни, приходившие в дома столь разными путями, в том числе и после богомольных поездок, были благодатной защитой их домам и всей округе. Богообщение через святые мощи и иконы позволяло быть ревностными в вере, просвещало умы духовным светом, необходимым для честного и мудрого гражданского, социального и политического служения. За хранением дворянами большого числа святынь в своих домах, за потребностью ездить на богомолья, чтобы поклониться великим православным святыням, безусловно, в первую очередь стояла цель Богообщения - через молитву, через стяжание благодати в дарах Духа Святаго. Но были и другие высокие цели: испрашивалось благословение Божие и святых на служение ближнему (крестьянину; подчиненному по службе; своей семье; нищим). Созданное в XVIIIв. отдельное сословие дворян, в лучших своих представителях было благословлено разного рода христианскими святынями на истинное служение своему Отечеству, народу и Церкви.